В статье расскажем об особенностях зубочелюстной системы человека в разные годы жизни.

Если молочных зубов у ребенка 20, то у взрослого 32 постоянных. Зуб вместе с окружающими тканями — это орган, имеющий свою сосудистую и нервную систему. Зубы обусловливают правильное звукообразование, создают эстетику лица, эстетику улыбки, способствуют нормальным процессам дыхания, глотания, пищеварения и обмена веществ.

Зуб на протяжении жизни человека может быть подвержен самым различным заболеваниям, в результате которых возникает его разрушение, а в запущенных случаях и гибель. Заболевания зуба, как и любого другого органа человеческого тела, редко носит местный, ограниченный характер.

При острых заболеваниях зуба появляется боль не только в самом зубе, но и в челюсти, и в других участках головы, общее недомогание. Острая зубная боль причиняет физические страдания человеку. Больной теряет сон, трудоспособность, становится раздражительным.

Хронические заболевания зубов и окружающих их тканей, как правило, сопровождаются и хроническим общим недомоганием, которое может порой трактоваться как самостоятельное заболевание. Однако при тщательном обследовании больного выясняется, что основная причина болезни — нелеченные зубы.

Теперь известно, что здоровые зубы — это залог общего хорошего здоровья. Однако нужно знать и то, что заболевания зубов часто являются следствием общих заболеваний. По состоянию зубной системы врач может выявить одну из наследственных болезней.

Ни одно общее заболевание не протекает без осложнений, если рот нафарширован бактериями в результате заболеваний зубов, десен или слизистой оболочки полости рта. Неспокойно могут пройти роды, если рот беременной женщины не здоров, не санирован. Небезопасно для плода, если у матери имеются больные зубы. Нужно также учитывать, что зубная система, лицо человека и общее развитие организма взаимосвязаны. От степени формирования костей черепа как у плода, так и у новорожденного зависит степень формирования зубочелюстной системы ребенка. При нормальном развитии голова новорожденного составляет одну четвертую часть высоты его тела, а ширина головы новорожденного равна приблизительно ширине плеч и бедер. Окружность головы равна окружности грудной клетки.

У двухгодовалого ребенка длина всего тела больше головы в 5 раз, у шестилетнего в 6, у двенадцатилетнего размер головы укладывается в высоте фигуры 7 раз.
Особенно энергичен рост головы в течение первых двух лет жизни ребенка. В этот период ребенок еще остается большеголовым. Между 2 и 5 годами рост головы замедляется. В возрасте от 5 до 7 лет тело ребенка значительно удлиняется и он худеет.

У человека особо значительны возрастные изменения общей формы головы и лица. Лицо новорожденного характеризуется слабо развитым зубочелюстным аппаратом. Затем форма головы постепенно изменяется. Размер мозговой части черепа увеличивается, но меньше, чем лицевой череп. Объем лицевого скелета в течение первого года жизни составляет лишь 13% объема черепной коробки, к 8 годам возрастает до 18,3%, к 12 годам до 21,4%, а во взрослом состоянии достигает в среднем 40%.
Рост лицевых костей и окончательное формирование очертаний лица завершается к 20—23 годам у мужчин и к 16—18 годам у женщин.

Различают четыре типа формы головы и лица: прямоугольный, трапециевидный, конусовидный и обратноконусовидный, а лицо подразделяют на широкое, среднее и узкое. Каждому типу лица соответствует определенная форма зубов. Зубы у широколицего широкие и короткие, у длиннолицего — узкие и длинные. Зубы малого размера — женские, зубы крупные — мужские. Соответственно форме лица и форме зубов устроен нижний отдел лица. Форма всей головы и лицо находятся в прямой зависимости от преимущественной развитости того или иного ее отдела. Голову конусовидного типа считают мозговой (церебральной), трапециевидного типа именуют дыхательной, а тип головы обратноконусовидный называют жевательным.

Врач общей практики в Москве
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.
Кирилл Спайнов

Комментарии закрыты.