Иногда зубная боль застает вас врасплох, и вы бежите избавляться от нее в ближайшую к работе или дому стоматологическую клинику. Бывает и по-другому: вы, хоть и не испытываете никаких зубных проблем, все же решили сходить на профилактический осмотр к стоматологу.

В этом случае, как неопытному пациенту, вам будет довольно трудно определиться с выбором — ведь стоматологических клиник сейчас великое множество. И тем не менее найти хорошего стоматолога, несмотря на поистине необъятный выбор, не так легко, как кажется. Что мы видим практически в любой рекламе такой клиники?

«Новейшее оборудование» и «высокий профессионализм» позиционируются практически всеми. Но что стоит за этими словами, особенно для того, кто ничего не понимает в подобном оборудовании, не говоря уже о профессионализме? Не спешите попадаться на рекламу. Постарайтесь все же для начала расспросить друзей и знакомых, имевших удачный опыт общения с конкретной клиникой и конкретным стоматологом.

Вовсе не обязательно, чтобы хороший специалист непременно сидел в одной из самых дорогих частных клиник. Множество скромных мастеров своего дела работают в самых обычных районных поликлиниках. Но попасть к ним можно либо по месту жительства, либо по знакомству, к тому же не в любой момент, как только вас прихватит зубная боль. Конечно, и качество оборудования в таких поликлиниках будет хуже.

Если ваш случай — не из разряда неотложных, и вы остановили свой выбор на частных клиниках, не поленитесь заглянуть на их сайты (большинство приличных заведений их имеют). Обратите внимание на содержание сайтов: если там мало информации о собственно лечении конкретных зубных болезней и применяемых в клинике методиках, зато очень много рекламных самовосхвалений, скорее всего, вам не туда.

Если у вас нет возможности воспользоваться Интернетом, звоните и не стесняйтесь подробно расспрашивать о том, что вам могут предложить. Определенное мнение о клинике у вас сложится при телефонном общении с администратором. Если администратор уклончиво отвечает на вопросы по поводу квалификации клиники и цен на лечение, это должно вас насторожить.

Смело спрашивайте о наличии лицензии на определенные виды работ — терапию, ортодонтию и другие. Спросите, какая система защиты от инфекций (способ дезинфекции) используется в этом лечебном заведении, поинтересуйтесь наличием рентгена или радиовизиографа — аппарата, позволяющего увидеть костную ткань и состояние корней зубов с минимальной дозой облучения.

Если такого прибора нет, но вам предлагают сделать снимок в другом месте, «совсем недалеко» — вам не туда. Если у вас нет времени на телефонные разговоры и вы пришли прямиком в клинику, для начала осмотритесь. Первый критерий — идеальная чистота и порядок (не путать с роскошным ремонтом).

Один из показателей чистоты — бахилы у входа и гардероб, где можно оставить верхнюю одежду. Об обратном могут говорить наличие мух и заполненных корзинок для мусора, неопрятный вид персонала, затоптанный пол, не очень чистые окна. Если клиника действительно солидная, на стенах холла будут висеть сертификаты о прохождении стоматологами квалификаций (чем больше, тем лучше).

На протезирование и многие другие виды работ в клиниках заключается письменный договор и дается документально подтвержденная гарантия. Вчитывайтесь в него внимательно: гарантийные обязательства на пломбу сроком менее года (или более пяти лет) должны вас насторожить. Если предварительный осмотр клиники и персонал внушили вам оптимизм, определяйтесь с выбором врача.

Лучший — тот, к кому стремится попасть большинство пациентов. Не стесняйтесь расспрашивать и их — обычно в холле дожидаются и те, кто пришел не в первый раз. Но тем не менее, их мнение не должно быть решающим фактором. Попав к выбранному врачу снова осмотритесь. В паре с врачом обязательно должна работать медсестра (или ассистент). Обратите внимание на внешний вид обоих — и врача, и ассистента.

Они должны работать в полной экипировке (одноразовых перчатках, масках, иногда — в защитных очках). Вас должны усадить в стоматологическое кресло с регулируемой спинкой. Если вместо него вы видите обычное кожаное кресло (иногда бывает и такое) — лучше не садитесь в него, а прямиком отправляйтесь в другое место. Приглядитесь и к стоматологической установке.

Она должна быть оборудована специальными приспособлениями — портативным слюноотсосом и пылесосом. У лучшего стоматолога практически все виды работ выполняются с применением местного обезболивания. Если врач спрашивает вас, чего вы от него хотите, а не на что вы жалуетесь,— это тоже должно вызывать подозрения. Потому что вы хотите одного — избавиться от своей проблемы.

Врач должен поставить диагноз и предложить всевозможные варианты ее решения. Даже если вас. Мучает острая зубная боль и пришли вы только для того, чтобы вырвать зуб,— не спешите с этим, пока не сделаете рентген. Хороший врач и в этом случае предложит вам альтернативное решение. Не очень хорошему все равно. Он пожмет плечами и вырвет вам все, что пожелаете, не вступая в дискуссии.

После хирургического вмешательства хороший врач должен рассказать вам, как себя вести, что принимать, чем полоскать. Если он этого не делает, то, невзирая на боль, расспрашивайте его сами. А лучше пусть выпишет рецепт и схему приема препаратов. Такая картина, конечно, скорее исключение, чем правило, и к большинству стоматологов можно идти совершенно безбоязненно.

Врач общей практики в Москве
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.
Кирилл Спайнов

Комментарии закрыты.